Кондуктор — профессия, почти утратившая свое значение в 70-80 годы прошлого века, обрела «второе рождение» в начале века XXI.
Сознательность пассажиров общественного транспорта оказалась не такой высокой, как на то рассчитывали муниципальные власти многих городов с развитой инфраструктурой. Почти всем видам наземного ТС пришлось отказаться от касс самообслуживания и вернуться к архаичному методу сбора платежей кондуктором.
Перечень обязанностей кондуктора автобуса при перевозке пассажиров
Существует довольно старый нормативный документ 1993 года – Общероссийский классификатор занятий, сокращенно – ОКЗ. В нем содержится должностная инструкция к профессиональной пригодности кондукторов.
Для контролера общественного ТС основная задача – сбор платежей за проезд. Попутно он исполняет ряд иных обязанностей.
Современные системы расчетов позволяют производить оплату, как наличными, так и безналично. Именно на кондуктора возложена обязанность проверять наличие проездных документов, их соответствие установленным АТП требованиям.
Кроме сбора оплаты за проезд, обязанности кондуктора автобуса при перевозке пассажиров включают:
- Своевременное информирование об остановках транспорта, их названии;
- Информирование об изменении маршрута ТС;
- Контроль соблюдения требований нахождения в салоне;
- Обеспечение безопасности во время посадки и высадки, а так же во время движения транспорта;
- В случае возникновения непредвиденной ситуации, принятие мер эвакуации пассажиров из салона;
- Оказание первой помощи до прибытия медицинских работников;
- Осмотр салона на предмет забытых вещей;
- В конце рабочей смены, сдача найденных вещей диспетчеру, по акту;
- При обнаружении в салоне предметов не известного назначения – сообщение органам полиции;
Права кондуктора автобуса при перевозке пассажиров
Главное правило контролера – проверять наличие билетов, дающих право на проезд, либо документов, заменяющих такие билеты.
Права кондуктора:
- запретить посадку:
- пьяному пассажиру, который грубо нарушает общественный порядок;
- пытающемуся перевезти в салоне крупногабаритный, взрыво/огнеопасный груз или предметы, которые могут загрязнить салон или одежду пассажиров;
- запретить громкие разговоры, музыку, которая мешает другим пассажирам;
- воспрепятствовать распитию спиртных напитков, а также курению.
При нарушения перечисленных правил перевозки, кондуктор вправе потребовать высадиться на ближайшей маршрутной остановке. При этом плата, внесенная за проезд, обратно не возвращается.
Кроме этого, у кондуктора общественного ТС имеется комплекс трудовых и социальных прав, как у любого иного наемного работника. Их перечень устанавливается в тексте трудового договора.
Привлечение кондуктора к ответственности
Должность кондуктора не относится к категории профессий, связанных с большими профессиональными рисками. Исключениями являются ситуации, когда несоблюдение обязанностей или неадекватное поведение по отношению к пассажирам может повлечь к административной и уголовной ответственности.
По степени тяжести, ответственность может быть:
- дисциплинарной (замечание, выговор со стороны руководства АТП);
- материальной (штраф, лишение премии);
- административной (денежные взыскания по КоАП РФ);
- уголовной (вплоть до лишения свободы).
Наказание за нарушение должностных обязанностей наступает при грубом обращении с пассажирами или необоснованном отказе в проезде.
Какое предусмотрено наказание?
Самая суровая из возможных видов ответственности для кондуктора – уголовная. Привлечение к статьям УК РФ наступает в нескольких случаях.
Не оказание первой помощи пассажиру, находящемуся в состоянии угрозы жизни – например, потерявшего сознание, зажатого автоматическими дверями транспортного средства. Прямая обязанность кондуктора – экстренно остановить ТС путем подачи сигнала водителю, а также незамедлительно вызвать скорую помощь. Если контролер безучастно отнесся к судьбе пассажира, ответственность наступает по статье №125 УК РФ.
Еще одна ситуация – высадка пассажира вне остановочного пункта за безбилетный проезд или нарушение правил нахождения в транспорте, если в результате этого пассажиру причинен вред. Доказать наличие прямого умысла достаточно сложно. Однако если высаженный пассажир погибнет или получит травму – кондуктор может быть привлечен к уголовной ответственности.