Каждое предприятие, имеющее в штате водителей, обязано заботиться об их безопасности и соблюдать нормативные правила охраны труда. При перевозке пассажиров и работе со строительной техникой водителям необходимо анализировать большой объем информации и быстро принимать сложные решения, ведь на них лежит ответственность за жизни людей и сохранность техники.
Общие сведения
Управление ТС в нетрезвом или нездоровом виде строго запрещено ПДД и сурово карается законодательством Российской Федерации. Для выявления негодных к работе водителей компаниями проводится особое медицинское освидетельствование перед выездом на рейс.
Любой выезд начинается с направления на медосмотр. Предрейсовое освидетельствование водителей — это обязательная медицинская проверка человека на наличие серьезных отклонений, мешающих работе, а также годность к управлению транспортным средством. В рамках законодательства, такие освидетельствования должны быть ежедневными (до выезда и после выезда на рейс) для всех водителей, работающих с машинами компании. Категории работников, порядок, способ проведения проверки описаны в ст. 213 ТК РФ.
Кто проводит медосмотр?
К проведению медосмотра водителей перед выездом допущены три категории специалистов:
- приглашенный персонал медицинского учреждения;
- штатные медработники предприятия;
- сотрудники специальных центров медицинского освидетельствования.
В первом и третьем случаях заключается договор на проведение предрейсового медицинского освидетельствования водителей. Важно, чтобы все врачи прошли предварительное обучение и получили необходимые лицензии на проведение медицинского освидетельствования.
Порядок проведения медицинского освидетельствования водителей
Проведение предрейсового медицинского освидетельствования осуществляется в несколько этапов:
- перед каждым выездом проводится беседа с водителем. Выясняется наличие проблем со зрением, слухом, речью, координацией. Водителю предлагают сделать несколько резких движений, проверяют пальцем носовую пробу, хождение по прямой линии, базовые реакции;
- проводятся замеры пульса и артериального давления;
- просматривается наличие отклонений во время более ранних выездов;
- проводится проверка на алкогольное опьянение при помощи медицинского анализатора дыхания (алкотестера);
- проверяются признаки наркотического опьянения и история отмена выездов по этой причине.
В случае подозрения на последнее, врач может отменить выезд и назначить проверку мочи. На каждое выявление алкогольного или наркотического опьянения заполняется акт «Об обнаружении обстоятельств, препятствующих выезду», сдаваемый начальству.
Водитель может быть не допущен на рейс при выявлении в ходе медицинского освидетельствования следующих признаков:
- признаков хронической усталости и потери концентрации внимания. По регламенту водитель не может совершать выезд, если не пройдет стандартный тест на усталость;
- обострения заболеваний (описанных в медицинской карте пациента). При обнаружении работник направляется в больницу, где его осматривают внимательнее;
- если он не может приступить к работе, выдается заключение и больничный лист. На его выезд ставится другой шофер, прошедший испытание;
- острых проблем со зрением, слухом, реакцией;
- повышенного или пониженного АД;
- возбужденности и заторможенности (вызванных приемом лекарств);
- алкогольного и наркотического опьянения.
Оформление медицинского заключения
Результаты заносятся в журнал предрейсовых медосмотров водителей. Правила его заполнения строгие и не допускают отклонений: каждая страница должна быть пронумерована, перед каждой записью ставится дата проведения освидетельствования. Если проверка проводится в больнице, то необходима официальная печать учреждения и разрешение на выезд на рейс.
Перечень учитываемой информации:
- фамилия, имя и отчество водителя;
- место работы;
- возраст;
- наличие отклонений;
- принятые меры (отстранение от рейса, особые показания);
- дата и время освидетельствования;
- данные медицинского работника (ФИО, должность, место работы);
- отметка в путевом листе о допуске к выезду.
Ответственность и стоимость услуг
Ответственность за своевременное и регулярное проведение медосмотров водителей перед выездом лежит на должностных лицах транспортной компании. Каждое предприятие имеет штат квалифицированных сотрудников, отвечающих за то, чтобы все шоферы прошли медицинское освидетельствование перед выездом, отстраняющих негодных к рейсу и заполняющих необходимую отчетность. Если сотрудниками ДПС ГИБДД или других проверяющих органов будут выявлены явные нарушения, за них будет отвечать работодатель и в частности отдел, занимающийся предрейсовым контролем водителей.
Нарушившие закон могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ (Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения им в установленном порядке медицинского освидетельствования).
Нарушение грозит наложением штрафа:
- на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей;
- на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без специального образования, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей, на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
В рамках установленных норм медицинское освидетельствование водителей перед выездом проводится за счет работодателя. Для соискателей на должность допустимо прохождение осмотра за свой счет с последующей компенсацией. Для этого необходимо письменно оформить договоренность о выплате средств после получения результатов освидетельствования. Если медицинский осмотр покажет, что есть отклонения и нанять работника никак нельзя, работодатель все равно будет обязан оплатить освидетельствование в соответствии с ч.8 ст. 213 ТК РФ. Чтобы получить компенсацию, нужно написать заявление на имя директора фирмы в вольной форме, приложив чеки и документы.
В случае отказа компании платить за освидетельствование, работник может подать в суд. При наличии подтверждающих бумаг, суд обяжет ответчика выплатить деньги пострадавшему.