Какими правами обладают пассажиры РЖД?

Ежедневно, сотни граждан РФ становятся пассажирами железнодорожного поезда. При этом не многие знают свои обязанности и возможности. Какими правами обладают пассажиры РЖД в 2018 году, расскажем ниже.

Законодательная база

Покупая РЖД билет на поезд в России, пассажир заключает договор с фирмой, которая обеспечивает тансфер до пункта назначения. По такому договору (публичной оферте) железнодорожная компания обязуется предоставить путешественнику определенные услуги:

  • перевезти гражданина, его сопровождающих, а также багаж в регион, согласно купленному билету;
  • предоставить посадочное место;
  • обеспечить дополнительные услуги.

Пассажир РЖД, в свою очередь, обязуется оплатить поездку и перевозку багажа, если вес превышает допустимые стандарты. Заключение договора подтверждается документом (проездным билетом), а сдача багажа — квитанцией. Сначала поездки, сделка между РЖД компанией и гражданином считается заключенной. Каждая сторона обладает соответствующими правами и обязанностями, несоблюдение которых влечет за собой ответственность.

Права путешественников РЖД регламентируются на законодательном уровне. Тому свидетельствует нормативный документ «Правила пассажирских перевозок».

Права пассажиров РЖД при перевозке детей

Взрослые, путешествующие совместно с ребенком должны знать основные правила РЖД перевозки несовершеннолетних граждан РФ:

  • детям до 5 лет разрешено путешествовать с родителями бесплатно. Подростки, в возрасте от 5 до 10 лет проезжают на дальние расстояния по фиксированной оплате (п.№13 Правил перевозки РЖД);
  • при провозе 1 и более детей в возрасте до 5 лет путешественник должен дополнительно приобрести билет за каждое место;
  • пассажир, сопровождающий ребенка возрастом до 10 лет, должен иметь документ удостоверяющий личность (свидетельство о рождении, доверенность и др.);
  • для детей старше 10 лет приобретаются проездные билеты как для взрослых. Возраст несовершеннолетнего определяется на день начала поездки.

Особенности перевозки багажа

Личные вещи и багаж путешественников при поездке РЖД должны соответствовать определенным требованиям:

  • граждане вправе провозить бесплатно до 36 килограмм ручной клади, размер которой не превышает 180 см. Для вагонов двухместных купе этот показатель увеличен до 50 кг для каждого пассажира (п.№37 Правил перевозки);
  • если вес багажа превышает эти отметки, путешественнику придется доплатить за каждый килограмм сверх установленного лимита. Тарифы доплаты регламентируются компанией РЖД;
  • ручная кладь в поезде должна быть расположена в специально отведенном для этого месте таким образом, чтобы не мешала другим пассажирам;
  • за сохранность багажа, находящегося в вагоне, отвечает путешественник.

Помимо этого, каждый пассажир вправе, за дополнительную оплату, перевозить в поезде мелких домашних животных и птиц в специальных контейнерах.

Можно ли вернуть билеты?

Согласно п. №25 Правил перевозки РЖД, путешественник вправе вернуть за свой билет:

  • не позднее 8 часов до отправления поезда можно полную стоимость оплаченных денежных средств за неиспользованную поездку;
  • за 7 часов до отправки поезда — получить полную стоимость билета РЖД и 50% стоимости плацкарты;
  • если билет возвращен менее чем за 2 часа до отправления поезда пассажир может рассчитывать только на возврат стоимости билета без плацкарты.

Какие предметы пассажиры вправе просить у проводника?

В железнодорожной поездке путешественник может попросить у проводника иголки с нитками, ножницы, стаканы и ложки, а также настольные игры (шахматы или домино). Такая услуга абсолютно бесплатна и предоставляется в каждом поезде вне зависимости от компании РЖД. Помимо этого, граждане могут пересесть в более комфортабельное купе, за отдельную плату, при условии что наличествуют свободные места.

Права пассажиров при отмене или задержке поезда

При отмене или задержке поезда каждый пассажир вправе:

  • вернуть билет и получить полную стоимость поездки вне зависимости от срока сдачи проездного;
  • при задержке рейса — предъявить претензию об уплате штрафа в размере 3% стоимости поездки за каждый час;
  • потребовать возмещения причиненных убытков, в том числе упущенной выгоды и морального вреда.

Для этого после получения справки о задержке поезда необходимо в течение 30 дней подать заявление начальнику РЖД компании, приложив копию справки и билета. Компенсацию обязаны выплатить в течение 45 дней.

Имеют ли право удалять из вагона?

Пассажиру может быть отказано в поездке работниками органов внутренних дел если:

  • гражданин ведет себя некультурно, нарушая правила проезда;
  • мешает спокойствию других пассажиров;
  • если пассажир тяжело болен;
  • при отсутствии билета или отказа в оплате проезда;
  • в иных случаях, установленных п. №36 Правил перевозки РЖД.

Досрочное отправление

Если пассажиру необходимо выехать раньше времени, указанного в билете, гражданин может воспользоваться ранним поездом при условии наличия посадочных мест. Для этого необходимо обратиться в кассу перрона и обменять РЖД талон.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):