Права и обязанности пассажиров по договору перевозки

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Перевозкой пассажиров на сегодняшний день занимается каждая крупная турфирма, экспедиторская организация и частные фирмы по трансферу людей заграницу или по территории страны. При этом заключается договор, согласно которому у каждого из участников рейса есть свои права и обязанности. Соглашение называется публичной офертой и может выражаться в виде путевки или билета.

Каковы права и обязанности пассажиров по договору перевозки рассмотрим ниже.

Права пассажиров по договору перевозки

Договор перевозки пассажиров — это юридический документ, подразумевающий публичную оферту. На основании соглашения перевозчик обязуется доставить граждан выборочным маршрутом в пункт назначения, в четко оговоренное время. Поскольку такая сделка является возмездной, договор подразумевает права и обязанности сторон.

Основная особенность договора перевозки пассажира заключается в консенсуальности. Соглашение сторон оформляется в момент выдачи билета, которым и удостоверяется. В проездном указываются все существенные условия сделки, а именно:

  • пункт назначения;
  • место отправки;
  • время дороги;
  • маршрут;
  • время прибытия;
  • стоимость сделки;
  • порядковый номер договора;
  • данные юридического лица.

Информация по путешественникам вносится в базу данных ООО.

По условиям договора, пассажирам предоставляется бесплатное место для несовершеннолетних детей (до 12 лет) и ручной клади, если вес и габариты не превышают установленных стандартов. В части перевозки багажа составляется реальный договор, который подтверждается квитанцией.

Форма договора перевозки граждан и багажа Минтрансом России, и чаще всего предоставляются в виде билета. Вне зависимости от типа транспортировки и вида транспорта (воздушный, железнодорожный или водный) пассажирский билет является именным и не подлежит передаче другим лицам.

Поскольку договор перевозки граждан является публичным, перевозчик вправе отказать пассажиру в продаже билета только при отсутствии свободных мест или по состоянию здоровья. Документ носит двусторонний и возмездный характер, следовательно, каждый из участников сделки обладает правами и обязанностями, за несоблюдение которых привлекаются к ответственности. Во избежание нарушений, перед посадкой путешественникам необходимо ознакомиться со своими правами.

Права пассажиров по договору перевозки заключаются в следующем:

  • провозить несовершеннолетних детей на бесплатной основе;
  • провозить ручной багаж без доплаты;
  • сдавать багаж под охрану за отдельную плату;
  • приобрести билет на любой вид транспорта и маршрут;
  • при морской и воздушной перевозке получить льготу при оплате детского билета (статья №181 КТМ);
  • в общественном транспорте: получить бесплатное место для ребенка в возрасте до 7 лет;
  • при опаздывании на транспорт в течение 3 часов обменять билет или вернуть деньги, если причина задержки уважительная (болезнь, например);
  • за два часа до отправления — обменять билет и получить его полную стоимость;
  • при задержке рейса граждане вправе получить денежную компенсацию, а также бесплатное питание и проживание и др.

Какими обязанностями обладает пассажир по договору перевозки?

Основной обязанностью перевозчика, по договору является своевременная и безопасная доставка пассажира в пункт назначения. Пассажир, в сою очередь, обязан соблюдать внутренний распорядок, а также правила проезда, которые регламентируются законодательством РФ.

Обязанности пассажиров:

  1. Оплатить полную стоимость билета, согласно тарифам проездной компании;
  2. Предъявить контролеру билет по требованию;
  3. Соблюдать правила тишины;
  4. Следить за багажем (ручной кладью), который взят с собой в салон;
  5. Провозить мелких животных в салоне авто или вагоне транспорта только в специальном контейнере;
  6. Не нарушать покой других пассажиров;
  7. Пристегнуть ремни безопасности и занять свое место в салоне, согласно купленному билету;
  8. Осуществлять посадку или высадку только после остановки ТС.

Пассажирам строго запрещается:

  1. Отвлекать водителя от своих обязанностей по перевозке;
  2. Сидеть или стоять в неположенном месте;
  3. Открывать двери ТС во время движения.

В случае нарушения своих обязательств, пассажир может быть отстранен от поездки и высажен на ближайшей станции. При этом, перевозчик обязан компенсировать гражданам оставшуюся стоимость поездки.

Бесплатная консультация юриста по телефону: