Ежедневно, сотни граждан РФ становятся пассажирами железнодорожного поезда. При этом не многие знают свои обязанности и возможности. Какими правами обладают пассажиры РЖД в 2018 году, расскажем ниже.
Законодательная база
Покупая РЖД билет на поезд в России, пассажир заключает договор с фирмой, которая обеспечивает тансфер до пункта назначения. По такому договору (публичной оферте) железнодорожная компания обязуется предоставить путешественнику определенные услуги:
- перевезти гражданина, его сопровождающих, а также багаж в регион, согласно купленному билету;
- предоставить посадочное место;
- обеспечить дополнительные услуги.
Пассажир РЖД, в свою очередь, обязуется оплатить поездку и перевозку багажа, если вес превышает допустимые стандарты. Заключение договора подтверждается документом (проездным билетом), а сдача багажа — квитанцией. Сначала поездки, сделка между РЖД компанией и гражданином считается заключенной. Каждая сторона обладает соответствующими правами и обязанностями, несоблюдение которых влечет за собой ответственность.
Права путешественников РЖД регламентируются на законодательном уровне. Тому свидетельствует нормативный документ «Правила пассажирских перевозок».
Права пассажиров РЖД при перевозке детей
Взрослые, путешествующие совместно с ребенком должны знать основные правила РЖД перевозки несовершеннолетних граждан РФ:
- детям до 5 лет разрешено путешествовать с родителями бесплатно. Подростки, в возрасте от 5 до 10 лет проезжают на дальние расстояния по фиксированной оплате (п.№13 Правил перевозки РЖД);
- при провозе 1 и более детей в возрасте до 5 лет путешественник должен дополнительно приобрести билет за каждое место;
- пассажир, сопровождающий ребенка возрастом до 10 лет, должен иметь документ удостоверяющий личность (свидетельство о рождении, доверенность и др.);
- для детей старше 10 лет приобретаются проездные билеты как для взрослых. Возраст несовершеннолетнего определяется на день начала поездки.
Особенности перевозки багажа
Личные вещи и багаж путешественников при поездке РЖД должны соответствовать определенным требованиям:
- граждане вправе провозить бесплатно до 36 килограмм ручной клади, размер которой не превышает 180 см. Для вагонов двухместных купе этот показатель увеличен до 50 кг для каждого пассажира (п.№37 Правил перевозки);
- если вес багажа превышает эти отметки, путешественнику придется доплатить за каждый килограмм сверх установленного лимита. Тарифы доплаты регламентируются компанией РЖД;
- ручная кладь в поезде должна быть расположена в специально отведенном для этого месте таким образом, чтобы не мешала другим пассажирам;
- за сохранность багажа, находящегося в вагоне, отвечает путешественник.
Помимо этого, каждый пассажир вправе, за дополнительную оплату, перевозить в поезде мелких домашних животных и птиц в специальных контейнерах.
Можно ли вернуть билеты?
Согласно п. №25 Правил перевозки РЖД, путешественник вправе вернуть за свой билет:
- не позднее 8 часов до отправления поезда можно полную стоимость оплаченных денежных средств за неиспользованную поездку;
- за 7 часов до отправки поезда — получить полную стоимость билета РЖД и 50% стоимости плацкарты;
- если билет возвращен менее чем за 2 часа до отправления поезда пассажир может рассчитывать только на возврат стоимости билета без плацкарты.
Какие предметы пассажиры вправе просить у проводника?
В железнодорожной поездке путешественник может попросить у проводника иголки с нитками, ножницы, стаканы и ложки, а также настольные игры (шахматы или домино). Такая услуга абсолютно бесплатна и предоставляется в каждом поезде вне зависимости от компании РЖД. Помимо этого, граждане могут пересесть в более комфортабельное купе, за отдельную плату, при условии что наличествуют свободные места.
Права пассажиров при отмене или задержке поезда
При отмене или задержке поезда каждый пассажир вправе:
- вернуть билет и получить полную стоимость поездки вне зависимости от срока сдачи проездного;
- при задержке рейса — предъявить претензию об уплате штрафа в размере 3% стоимости поездки за каждый час;
- потребовать возмещения причиненных убытков, в том числе упущенной выгоды и морального вреда.
Для этого после получения справки о задержке поезда необходимо в течение 30 дней подать заявление начальнику РЖД компании, приложив копию справки и билета. Компенсацию обязаны выплатить в течение 45 дней.
Имеют ли право удалять из вагона?
Пассажиру может быть отказано в поездке работниками органов внутренних дел если:
- гражданин ведет себя некультурно, нарушая правила проезда;
- мешает спокойствию других пассажиров;
- если пассажир тяжело болен;
- при отсутствии билета или отказа в оплате проезда;
- в иных случаях, установленных п. №36 Правил перевозки РЖД.
Досрочное отправление
Если пассажиру необходимо выехать раньше времени, указанного в билете, гражданин может воспользоваться ранним поездом при условии наличия посадочных мест. Для этого необходимо обратиться в кассу перрона и обменять РЖД талон.