О необходимости замены летней резины на зимний вариант осведомлены все автолюбители, обладающие водительскими удостоверениями. Однако о том, что езда на шипах тоже может быть опасной в летний период, известно далеко не всем, особенно это относится к неопытным автовладельцам. О том, какими последствиями может грозить эксплуатация зимних шин летом, будет подробно описано в статье.
Законодательная база
До начала 2015 года запрета на езду летом на зимней резине с шипами не существовало. В конце 2014 года Таможенным союзом был разработан и принят специальный Регламент, согласно которому, с 1 января 2015 года были введены ограничения на езду на покрышках, не соответствующих сезонным параметрам.
К таковым относятся:
- летние покрышки запрещены к эксплуатации в течение всей зимы: с 01 декабря по 28/29 февраля включительно;
- езда на резине, оснащенной шипами, запрещена в течение летнего времени: с 01.06 по 31.08;
- это правило не касается обладателей покрышек с так называемыми «присосками», не имеющих металлических шипов. Езда на зимней резине без шипов летом допустима на законных основаниях без угрозы привлечения владельца к административной ответственности. Однако ее эксплуатация, тем не менее, в летний период нежелательна, так как может создать угрозу аварийной ситуации.
По постановлению местных органов власти, указанные сроки могут быть скорректированы исходя из особенностей местного климата.
К примеру, в Московском регионе установлены следующие сроки для сезонной замены колес:
- с 15 по 25 октября – установка шипованных покрышек;
- с 10 по 16 апреля – замена зимних колес на облегченный летний вариант.
Существует общее правило, когда летние шины подлежат замене на вариант для зимы: если среднесуточная температура опустится ниже значения + 7 градусов по Цельсию.
Когда следует менять шины на автомобиле по закону?
По общему правилу, установленному Приложением 8 к Регламенту ТС, все автомобили должны быть оснащены летними шинами в период с 01.06. по 31.08. включительно.
Как уже ранее было отмечено, в целях безопасности, исходя их индивидуальных климатических условий региона, замена зимних покрышек на облегченный летний вариант должна осуществляться при среднесуточной температуре + 10 градусов по Цельсию.
Конкретные сроки, в которые нужно оснащать автомобили летними покрышками, устанавливаются законодателями субъектов Российской Федерации с учетом местного климата.
Последствия использования зимних шин летом
Использование соответствующих шин летом может инициировать аварийную ситуацию. Для этого необходимо разобраться, в чем состоит различие зимних и летних шин:
- летние покрышки по своему составу более упругие и жесткие, что обеспечивает надежность сцепления с асфальтированным покрытием и хорошую маневренность на дороге. При зимних температурах такая резина моментально твердеет и начинает попросту скользить по льду;
- зимние шины изготавливают из более эластичной и мягкой резины, для обеспечения защиты от скольжения. Поэтому при стабильно теплых температурах такие шины быстро разрушатся и утратят свою пригодность к эксплуатации.
Что ждет автовладельцев, при использовании зимней резины летом?
- мягкая зимняя резина начнет плавиться, из-за чего тормозной шасси станет значительно длиннее;
- сцепление с дорогой, напротив, будет заметно хуже, что пагубно повлияет на управляемость;
- мягкие покрышки станут быстро нагреваться, как следствие, зимние шины летом быстро придут в негодность.
Это правило распространяется и на так называемые «всесезонки» — шины для езды зимой, не оснащенные металлическими шипами. Несмотря на отсутствие железных шипов, протектор такой резины имеет рисунок, предназначенный для езды по обледенелым дорогам, а фактура таких покрышек является характерно «зимней» — эластичной, мягкой, склонной к плавлению при теплой температуре.
Предусмотрено ли наказание за езду летом на зимней резине?
Прямое наказание за эксплуатацию зимней резины летом не предусмотрено ни одним нормативным актом РФ. Однако для привлечения к ответственности водителей, не совершивших замену шин в связи с переменой сезона, сотрудники ГИБДД применяют аналогию ст. 12.5 КоАП. Пункт первый данной нормы устанавливает ответственность за эксплуатацию авто, находящегося в неисправном состоянии.
Следует помнить, что особенности резины для зимы делают ее эксплуатацию непригодной в теплых климатических условиях, во избежание создания аварийных ситуаций. Уполномоченные службы неоднократно проводили опыты относительного того, как ведет себя зимняя резина в теплое время года. Результаты испытаний неутешительны: автомобиль плохо разгонялся, управлять им было тяжело, при малейших маневрах машина начинает «вихлять», а длина тормозного пути увеличивается практически наполовину.
Таким образом, езда на зимних покрышках летом практически равносильна управлению машиной без тормозов или с иными серьезными неисправностями. Поэтому тех, кто по каким-то причинам не произвел весной замену покрышек на облегченный летний вариант, ждет выплата штрафа в размере пятисот российских рублей.