Многие автолюбители предпочитают заводским прицепам устройства собственного изготовления. Самодельные средства отвечают запросам владельцев, а цена на них будет несколько ниже, чем на оригинальные трейлеры.
Прежде чем приступить к эксплуатации ТС, следует зарегистрировать его в ГИБДД. Ставят на учет все типы прицепов, в том числе кузовы грузовиков. Процедура схожа с регистрацией автомобиля. Перед началом производства самодельного устройства важно ознакомиться с правилами прохождения экспертизы.
Требования к самодельному прицепу
Как уже выше было отмечено, все самодельные прицепы подлежат обязательной регистрации в госорганах. Эксплуатировать его можно только при получении соответствующего свидетельства. К подобным устройствам существуют определенные требования, предписанные в Техническом регламенте ТРТС-018-2011, действие которого распространяется на территории стран Таможенного союза. Исходя из положений документа, самодельный прицеп принято считать единичным транспортным средством, которое должно пройти диагностическое обследование на соответствие техническим требованиям. Эксперт помимо осмотра проводит испытание ТС, подписывает протокол с результатами диагностики.
Сведения о проверке вносятся в единую базу данных. Осуществить самостоятельную проверку можно на сайте «Автокод». Результаты протокола являются основанием для выдачи свидетельства о безопасности конструкции. Если в ходе испытаний были выявлены технические недочеты, прицеп возвращают на доработку.
Основные требования к самодельным трейлерам подразделяются на три группы:
- прицепы первой категории массой до 750 килограмм. Основное внимание сконцентрировано на светотехнике, маркировке транспорта;
- трейлеры второй категории массой до 3500 килограмм. У данных ТС должны обязательно присутствовать тормоза, прошедшие проверку в ходе испытаний, о чем свидетельствует соответствующий протокол;
- прицепы третьей категории массой свыше 3500 килограмм. У них должна быть установлена антиблокировочная тормозная система.
Не зарегистрируют самодельный трейлер, купленный с рук, если на него нет сопроводительных документов, подтверждающих факт прохождения технического осмотра. В инспекции потребуют договор купли-продажи.
Порядок постановки на учет в ГИБДД
Осмотр самодельного прицепа проходит по аналогии с постановкой на учет в ГИБДД автомобиля.
Пошаговая инструкция по оформлению трейлера:
- подача заявки. Для проведения испытаний к заявлению прилагается документация, в которой обозначены отличительные особенности предъявленного трейлера, техническое описание конструкции. Если изменения были внесены в ранее прошедшее сертификацию ТС, предоставляется их перечень, касающийся измененных узлов;
- лабораторные испытания. Аккредитованные центры имеются при подразделениях ГИБДД. Цель процедуры проверки аналогична целям техосмотра автомобиля, проводится для обеспечения безопасности движения, экологической обстановки, жизни и здоровья водителей, пешеходов, сохранности имущества;
- испытательный центр после рассмотрения заявки проводит диагностику ТС и выдает соответствующее заключение. Если ТС не прошло проверку, владельцу необходимо будет устранить причины, по которым ему отказали;
- получение сертификата на прицеп. В документе содержатся сведения о соответствии его требованиям российских и международных стандартов. Если ТС получило положительную оценку технического состояния, на него выдается документ, называемый «Одобрение типа транспортного средства». Срок его действия – до момента внесения изменений в конструкцию. Сертификат подтверждает безопасность изобретения;
- документы о прохождении необходимого испытания, о соответствии устройства нормам и стандартам, подаются в подразделение ГИБДД с целью регистрации самодельного ТС.
Процесс постановки самодельного транспорта на учет занимает в среднем 10 дней. Большая часть времени отводится на проведение экспертизы прицепа и оформление сертификата. Пакет документов зависит от типа трейлера, особенностей его конструкции. От этих параметров варьируется стоимость экспертизы – от четырех до шести тысяч рублей. Прежде чем приступать к самодельному изготовлению прицепа, следует просчитать рентабельность покупки. Стоимость деталей, экспертизы и госпошлин за регистрацию может сравняться с ценой на сертифицированный товар.
Важно! Штраф за эксплуатацию не сертифицированного трейлера составит от 500 до 800 рублей. Повторное нарушение чревато изъятием у водителя прав на вождение автомобилем.
Список документов
Для того чтобы зарегистрировать самодельный прицеп необходимо подготовить следующие документы:
- заявление о постановке трейлера на учет;
- паспорт гражданина РФ;
- документы, подтверждающие право собственности;
- четыре фотографии самодельного прицепа;
- сертификационные документы на детали;
- квитанции об уплате госпошлины (за выдачу регистрационных знаков — 1 500 рублей, за свидетельство — 500 рублей).
После рассмотрения заявления владельцу самодельного прицепа выдают свидетельство о постановке на учет и технический паспорт изделия. При отказе в регистрации самодельного прицепа решение госоргана может быть обжаловано в вышестоящей инстанции по месту регистрации истца.