Перевозкой пассажиров на сегодняшний день занимается каждая крупная турфирма, экспедиторская организация и частные фирмы по трансферу людей заграницу или по территории страны. При этом заключается договор, согласно которому у каждого из участников рейса есть свои права и обязанности. Соглашение называется публичной офертой и может выражаться в виде путевки или билета.
Каковы права и обязанности пассажиров по договору перевозки рассмотрим ниже.
Права пассажиров по договору перевозки
Договор перевозки пассажиров — это юридический документ, подразумевающий публичную оферту. На основании соглашения перевозчик обязуется доставить граждан выборочным маршрутом в пункт назначения, в четко оговоренное время. Поскольку такая сделка является возмездной, договор подразумевает права и обязанности сторон.
Основная особенность договора перевозки пассажира заключается в консенсуальности. Соглашение сторон оформляется в момент выдачи билета, которым и удостоверяется. В проездном указываются все существенные условия сделки, а именно:
- пункт назначения;
- место отправки;
- время дороги;
- маршрут;
- время прибытия;
- стоимость сделки;
- порядковый номер договора;
- данные юридического лица.
Информация по путешественникам вносится в базу данных ООО.
По условиям договора, пассажирам предоставляется бесплатное место для несовершеннолетних детей (до 12 лет) и ручной клади, если вес и габариты не превышают установленных стандартов. В части перевозки багажа составляется реальный договор, который подтверждается квитанцией.
Форма договора перевозки граждан и багажа Минтрансом России, и чаще всего предоставляются в виде билета. Вне зависимости от типа транспортировки и вида транспорта (воздушный, железнодорожный или водный) пассажирский билет является именным и не подлежит передаче другим лицам.
Поскольку договор перевозки граждан является публичным, перевозчик вправе отказать пассажиру в продаже билета только при отсутствии свободных мест или по состоянию здоровья. Документ носит двусторонний и возмездный характер, следовательно, каждый из участников сделки обладает правами и обязанностями, за несоблюдение которых привлекаются к ответственности. Во избежание нарушений, перед посадкой путешественникам необходимо ознакомиться со своими правами.
Права пассажиров по договору перевозки заключаются в следующем:
- провозить несовершеннолетних детей на бесплатной основе;
- провозить ручной багаж без доплаты;
- сдавать багаж под охрану за отдельную плату;
- приобрести билет на любой вид транспорта и маршрут;
- при морской и воздушной перевозке получить льготу при оплате детского билета (статья №181 КТМ);
- в общественном транспорте: получить бесплатное место для ребенка в возрасте до 7 лет;
- при опаздывании на транспорт в течение 3 часов обменять билет или вернуть деньги, если причина задержки уважительная (болезнь, например);
- за два часа до отправления — обменять билет и получить его полную стоимость;
- при задержке рейса граждане вправе получить денежную компенсацию, а также бесплатное питание и проживание и др.
Какими обязанностями обладает пассажир по договору перевозки?
Основной обязанностью перевозчика, по договору является своевременная и безопасная доставка пассажира в пункт назначения. Пассажир, в сою очередь, обязан соблюдать внутренний распорядок, а также правила проезда, которые регламентируются законодательством РФ.
Обязанности пассажиров:
- Оплатить полную стоимость билета, согласно тарифам проездной компании;
- Предъявить контролеру билет по требованию;
- Соблюдать правила тишины;
- Следить за багажем (ручной кладью), который взят с собой в салон;
- Провозить мелких животных в салоне авто или вагоне транспорта только в специальном контейнере;
- Не нарушать покой других пассажиров;
- Пристегнуть ремни безопасности и занять свое место в салоне, согласно купленному билету;
- Осуществлять посадку или высадку только после остановки ТС.
Пассажирам строго запрещается:
- Отвлекать водителя от своих обязанностей по перевозке;
- Сидеть или стоять в неположенном месте;
- Открывать двери ТС во время движения.
В случае нарушения своих обязательств, пассажир может быть отстранен от поездки и высажен на ближайшей станции. При этом, перевозчик обязан компенсировать гражданам оставшуюся стоимость поездки.