Зачастую дорожно-транспортные происшествия требуют более тщательного расследования, с привлечением специалистов и созданием особых комиссий. Это обусловлено субъектным составом участников аварии, а также причинами их нахождения на определенном участке дороги в момент инцидента. Таким образом, в том случае если водитель в момент аварии нес свои трудовые обязанности, дело о ДТП подвергается служебному расследованию на предприятии.
Когда проводится расследование?
Служебное расследование производится во всех аварийных ситуациях с участием транспортных средств предприятия, независимо от степени тяжести происшествия и вины водителя. Таким образом, единственным поводом для начала работы специальной комиссии предприятия является участие в ДТП механизма, владельцем которого является организация или индивидуальный предприниматель.
Проведение служебного расследования ДТП преследует следующие цели:
- установить причины и обстоятельства возникновения происшествия;
- определить нарушения внешних и внутренних нормативных актов водителем;
- организовать профилактические мероприятия по недопущению подобных ситуаций.
Закон придает особое значение факту проведения внутреннего расследования предприятием возникшей аварии, вследствие чего устанавливает для этого определенные сроки. При этом они зависят от последствий. Так, по общему правилу служебная комиссия должна организовать свою работу до 5 дней. А в ситуации со смертельным исходом более 2 лиц – до 7 дней.
Существует также региональный уровень служебного расследования, когда в аварии пострадало более 14 человек или погибло более 7 лиц. На него отводится до 10 дней.
Порядок проведения служебного расследования ДТП
Равно как и сроки, порядок проведения внутреннего расследования регламентирован федеральным законодательством. Закон дает четкий перечень действий руководителя организации при возникновении аварии с участием ее транспортного средства.
По приказу руководителя фирмы или ИП создается специальная комиссия по расследованию ДТП, в состав которой входят сотрудники предприятия и ответственный за безопасность на предприятии.
Проведение расследования происходит в несколько этапов по инструкции. Первый этап – это сбор и фиксация информации. Для этого на место происшествия выезжает один из членов комиссии, как правило, это лицо, отвечающее за безопасность дорожного движения или председатель комиссии.
Выезд на место аварии входит в процесс проведения расследования и способствует реализации ее основных задач:
- установление даты и места происшествия;
- установление обстоятельств аварии;
- определение состава участников ДТП;
- установление причин аварии;
- выявление обстоятельств, по которым транспортное средство организации оказалось на месте аварии;
- определение психофизического состояния водителя в момент ДТП;
- сотрудничество с органами ГИБДД при необходимости.
Второй этап – анализ собранных данных. В ходе него должны быть установлены обстоятельства, причины аварии, степень вины водителя предприятия, а также соотнесение действий водителя с внутренним регламентом и дорожными нормами для определения его ответственности перед законом и в рамках исполнения трудовых функций.
Третий этап – это составление акта служебного расследования. В нем подробно описываются обстоятельства аварии, работа служебной комиссии, излагаются результаты расследования и его выводы. Следует отметить, что авария на территории предприятия требует в дополнение тщательного анализа организации служебной безопасности, а также анализа, и при необходимости, изменения рабочего процесса с целью устранения причин аварий в будущем.
При аварии со смертельным исходом
Смертельный исход в ДТП с участием транспортного средства предприятия служит причиной для увеличения срока проведения служебного расследования, равно как для организации дополнительных мероприятий в работе комиссии.
К таковым относятся:
- сотрудничество с органами ГИБДД и следственного комитета, закрепление и сбор необходимых материалов;
- организация помощи пострадавшим, доведение информации до родственников;
- определение степени вины водителя при аварии со смертельным исходом;
- участие членов комиссии в расследовании ДТП следственными органами и судом.
Оформление приказа
В случае необходимости провести служебное расследование издается специальный приказ руководителем организации или его заместителем. Приказ издается по каждому случаю дорожно-транспортного происшествия отдельно. В нем должны быть указаны члены состава комиссии и обозначен ее руководитель. Кроме этого, в документе определяется срок работы комиссии, а также перечисляются ее задачи и цели. Документ подписывается, закрепляется печатью организации и доводится до сведения сотрудников.
Как оформить акт служебного расследования ДТП?
В завершении работы внутренней комиссии необходимо оформить акт о проведении служебного расследования ДТП. Этот документ обладает собственной структурой и должен быть выполнен с соблюдением определенных правил.
Акт предполагает наличие семи разделов:
- в первом разделе указывается состав комиссии, данные о транспортном средстве и обстоятельства ДТП в общем виде;
- второй раздел посвящен обстоятельствам, предшествующим ДТП. Здесь должна быть приведена информация о рейсе водителя, операторе рейса и пройденном водителем медосмотре;
- третий раздел включает информацию об условиях на дороге;
- четвертый раздел касается информации о водителе, его состоянии в момент аварии, стаже и опыте работы, допускаемых нарушениях ПДД в прошлом;
- пятый раздел посвящен транспортному механизму и его техническому состоянию;
- шестой раздел посвящен профилактической работе предприятия по недопущению аварийных ситуаций;
- последний седьмой раздел включает выводы комиссии о причинах происшествия, степени вины и ответственности водителя.
В соответствии с законодательным регламентом акт должен быть подписан всеми членами комиссии, а также к нему должны прилагаться копии документов дорожной полиции, если таковые имеются, документы, содержащие информацию о пострадавших лицах и объяснения водителей и должностных лиц предприятия, имеющих отношение к рейсу транспортного средства.