Добавить в "Избранное" Вам нужно авторизоваться. Авторизация Октябрь Вт. 17 2017 г. в 16:21
Навигация
 
 
 
10 актуальных статей
 
Для просмотра PDF файлов необходим Acrobat Reader

Животные и растения — субъекты права по законодательству Российской Федерации: констатация абсурда или научное открытие?

О некоторых тенденциях в современном российском законотворчестве

Проблемы правового регулирования отношений по содержанию, использованию и охране животных, не относящихся к объектам животного мира

Проблемы правотворчества и соблазн сомнительной легитимизации: когда охота пуще неволи

Практика осуществления финансового контроля за деятельностью государственных корпораций: проблемы и перспективы

О налоговых аспектах проблемы импортозамещения в реалиях действующего законодательства

Экономический анализ позиций Конституционного Суда РФ относительно защиты права собственности

Спорные вопросы применения сроков давности привлечения к ответственности за налоговые правонарушения

О проблемах, связанных с возбуждением уголовных дел о налоговых преступлениях

«Дело Нейштадт в России закончено, но его уроки требуют осмысления и тщательного анализа»

 
 
Поиск
 
 
 
Статистика
 

Счетчик тИЦ и PR

Яндекс.Метрика

Юридическое издательство ЮРКОМПАНИ

Яндекс цитирования

 
 
Рубрики журнала «Адвокат»
 

Электронная версия журнала «Адвокат»

Электронная версия журнала «Адвокат»

Нормативное регулирование ответственности грузоперевозчиков в гражданском и транспортном законодательстве


Трофимов Сергей Валерьевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского и финансового права Байкальского государственного университета экономики и права; e-mail: Pred_pravo@isea.ru.


Аннотация

В статье С.В. Трофимова рассмотрены некоторые проблемные вопросы определения правовых оснований возмещения вреда при осуществлении грузовых перевозок различными видами транспорта. Обращается внимание на сложность предмета правового регулирования, на наличие ряда противоречий и несбалансированность норм действующего гражданского и транспортного законодательства.


Ключевые слова: транспортные грузовые перевозки; правовые основания и пределы ответственности перевозчика; профессиональные перевозчики; нормы Гражданского кодекса РФ и транспортных Кодексов и Уставов; правоприменение и юридически значимые обстоятельства.


Основания и пределы ответственности сторон за ненадлежащее исполнение обязательств принято относить к ключевым вопросам обязательственного права. Нет сомнений, что устоявшееся понимание прав и обязанностей сторон гражданско-правовых договоров в полной мере значимо и для сферы транспортных перевозок. Опережающие темпы развития мировой транспортной системы сегодня не только предполагают серьезные изменения в инфраструктуре транспортных сообщений, но и требуют установления максимально определенных правил организации деятельности транспортных организаций и частных предпринимателей. В данных аспектах большой практический интерес представляет анализ заложенных в законодательстве Российской Федерации правовых механизмов, обеспечивающих ответственность перевозчиков за сохранность транспортируемых ими грузов. 

Реалии правоотношений в сфере транспортных перевозок таковы, что практически все виды перевозок осуществляются частными грузовыми компаниями на основе гражданско-правовых договоров. Ответственность грузоперевозчика за утрату, недостачу или повреждение груза при его транспортировке следует, в общем случае, из содержания заключаемых сторонами договоров, норм Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), а также специальных норм транспортных кодексов и уставов. Диспозиция п. 1 ст. 401 ГК РФ «Основания ответственности за нарушение обязательств», устанавливает обязанность ненадлежащего исполнителя (в данном случае — грузоперевозчика) нести ответственность при наличии его вины (умышленной или неосторожной). Причем если надлежащее исполнение обязательства оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, сторона может быть освобождена от ответственности. Однако данная статья ГК РФ содержит еще и словосочетание, «если иное не предусмотрено законом», которое довольно часто порождает серьезные затруднения даже для квалифицированных специалистов в области гражданского права. 

Следует учитывать также содержание ст. 796 ГК РФ «Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа», которая является по факту основной нормой, регулирующей ответственность грузоперевозчика. В соответствии с п. 1 данной статьи перевозчик несет ответственность за сохранность принятого к перевозке груза, если не докажет, что его утрата или повреждение «произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело». Очень близка к данной норме и грамматическая конструкция п. 1 ст. 117 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ . В соответствии с данным пунктом при перевозках грузов водным транспортом объем ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого груза ограничивается обстоятельствами, которые перевозчик не мог предотвратить, и устранение которых от него не зависело. Некоторое отличие имеется в Уставе автомобильного и городского наземного электрического транспорта РФ , в ст. 34 которого («Ответственность перевозчика, фрахтовщика») указано, что пределы ответственности перевозчика ограничиваются обстоятельствами, «которые перевозчик не мог предотвратить или устранить, по не зависящим от него причинам». Кроме того, из содержания ст. 36 Устава следует, что перевозчик может быть освобожден от ответственности вследствие непреодолимой силы и иных не зависящих от него причин.

Полный текст статьи доступен для зарегистрированных пользователей!

Вернуться в содержание


ВНИМАНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ! Если Вы заинтересованы в приобретении каких-либо из ранее вышедших номеров журналов, обратитесь в редакцию и закажите интересующий Вас материал по телефону: +7 499 374-55-41 или по электронной почте: laweco@aha.ru
 
 
Скачать с сайта
 
 
 
Журналы
 
 
 
ВХОД
 
Логин:

Пароль:



Вам нужно авторизоваться.
 
 
Свежий номер
 
 
 
Новое
 
 
 
© 1996-2017 ЗАО "Законодательство и экономика" - редакция юридических журналов "Адвокат", "Законодательство и экономика"